СССР В-6 «Осоавиахим» |
---|
| Характеристики дирижабля |
---|
Тип | полужёсткий | Год постройки |
1934
|
Объем, м
3
| 20000 | Длина, м | 104,5 | Макс. диаметр, м | 18,8 | Полезная нагрузка, кг | 8500 | Макс. количество пассажиров, чел. | 20 | Макс. скорость, км/ч | 113 | Макс. продолжительность полета, ч | 130 часов 27 минут |
СССР В-6 «Осоавиахим»
—дирижабль полужёсткого типа, построенный «Дирижаблестроем» на дирижаблестроительной верфи, находившейся на территории современного города Долгопрудного .
Строительство
СССР В-6 построен на базе итальянского дирижабля типа «N-4» с различными усовершенствованиями. К 1933 году Дирижаблестрой овладел техникой проектирования, строительства и эксплуатации дирижаблей мягкого типа. Была поставлена задача организовать производство кораблей полужёсткого типа. Для этого в СССР был приглашён итальянский конструктор дирижаблей Умберто Нобиле . Нобиле вместе с группой итальянских специалистов прибыл в посёлок Дирижаблестроя вблизи платформы Долгопрудной в мае 1932 года .
Строительство дирижабля было начато с изготовления бензиновых и балластных баков в январе 1933 года . Общее руководство постройкой осуществлял Нобиле , ведущим инженером был молодой советский конструктор дирижаблей Михаил Кулик. К первоначально намеченному сроку— 16-й годовщине Октябрьской революции (ноябрь 1933 года )— постройку завершить не удалось из-за многочисленных затруднений конструкторско-технологического характера, нехватки материалов, оборудования, квалифицированной рабочей силы. Срок выпуска дирижабля был перенесён на 1 октября 1934 года , к январю 1934 года он был готов в среднем на 70-75%.
В июне 1934 года президиум центрального совета «Осоавиахима» , под патронажем которого строился дирижабль В-6, принял решение присвоить строящемуся кораблю наименование «Осоавихимовец» (фактическое наименование корабля— «Осоавиахим»).
Дирижаблю В-6 было суждено стать первенцем новой эскадры крупных дирижаблей имени В.И.Ленина . Руководство СССР придавало огромное, во многом пропагандистское значение скорейшему появлению первого мощного советского воздушного корабля, и потому постройка В-6 велась в большой спешке под непрерывным давлением «сверху». В частности, в июне и июле 1934 года площадку Дирижаблестроя посещали соответственно начальник Главного управления Гражданского воздушного флота СССР И.С.Уншлихт и нарком обороны СССР К.Е.Ворошилов , оба высказавшие недовольство низкими темпами работ по В-6. Однако системные затруднения по-прежнему приводили к отставанию от графика. В результате и к октябрю В-6 не был готов, и его первый полёт состоялся лишь 5 ноября 1934 года , а последние работы проводились буквально накануне. В первом полёте командовал дирижаблем Нобиле . Полёт продолжался 1 час 45 минут. Во второй испытательный полёт продолжительностью 5 часов В-6 отправился 8 ноября 1934 года , пролетев над Москвой. В гондоле находились Нобиле , начальник Дирижаблестроя Флаксерман, командир корабля И.В.Паньков, штурвальные В.А.Устинович (штурвал направления) и В.Г.Лянгузов (штурвал высоты), другие члены команды.
Фактический объём дирижабля составил 20000 м 3 против планировавшихся 18500 м 3 . Ввиду многочисленных недоделок корабль к середине декабря 1934 года всё ещё находился в стадии заводских испытаний и не был передан в эксплуатацию. К этому времени на нём было совершено уже три испытательных полёта суммарной продолжительностью 9 часов.
В ходе дальнейших испытаний оказалось, что СССР В-6 обладает хорошими характеристиками и готов к применению в народном хозяйстве. На В-6 планировалось осуществлять пассажирские перевозки большой дальности— между Москвой и Свердловском или Красноярском . Однако по ряду причин эти планы реализованы не были.
Рекорд беспосадочного перелета
29 сентября 1937 года СССР В-6 вылетел из Долгопрудного и приземлился здесь же через 130 часов 27 минут, 4 октября 1937 года , установив мировой рекорд длительности беспосадочного перелёта.
Экипажем из 16 человек командовал И.В.Паньков. Экипаж нёс вахты по 8 часов. На второй день полёта погода испортилась— порывистый ветер, плотная облачность, начался дождь. Пролетая над городами Новгородом , Шуей , Ивановым , Калининым , Брянском , Курском , Пензой , Воронежем , Васильсурском и др., дирижабль сбрасывал вымпелы с посланиями. 3 октября дирижабль пролетал над Долгопрудным, на земле всё было готово к приёму В-6, но экипаж попросил продлить полёт на 24 часа, чтобы побить рекорд дирижабля Zeppelin LZ-127 . Командиру корабля разрешили продлить полёт до 17 часов 4 октября. СССР В-6 летал в окрестностях Москвы, 4 октября в 17 часов 15 минут совершил посадку в Долгопрудном.
Катастрофа
В феврале 1938 года экипаж В-6 готовился к перелёту Москва — Новосибирск . В это время пришло сообщение о том, что льдина, на которой дрейфовала экспедиция И.Д.Папанина , раскололась, и требуется эвакуация экспедиции. Экипаж дирижабля В-6 обратился к правительству СССР с просьбой провести тренировочный полёт Москва— Петрозаводск — Мурманск — Москва. В случае удовлетворительных результатов перелёта дирижабль мог использоваться для эвакуации с льдины экспедиции Папанина.
5 февраля 1938 года в 19 часов 35 минут В-6 вылетел из Москвы. 6 февраля в 12 часов дирижабль пролетел над Петрозаводском. В 19 часов дирижабль приближался к станции Кандалакша . Последняя радиограмма дирижабля была получена в 18 часов 56 минут.
Полёт проходил на высоте 300—450 метров в сложных метеорологических условиях: низкая облачность, снегопад, плохая видимость. Металлические части конструкции дирижабля обледенели. Дирижабль врезался в гору. Из 19 членов экипажа погибли 13 человек, трое получили лёгкие ранения и трое не получили никаких повреждений.
На рассвете 7 февраля одна из поисковых групп обнаружила, что дирижабль СССР В-6 потерпел катастрофу в 18км западнее станции Белое море .
12 февраля 1938 года члены экипажа дирижабля СССР В-6 «Осоавиахим» были похоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.
Экипаж
Погибли:
- Гудованцев Н. С.— первый командир;
- Паньков И. В.— второй командир;
- Демин С. В.— первый помощник командира;
- Лянгузов В. Г.— второй помощник командира;
- Кулагин Т. С.— третий помощник командира;
- Ритслянд А. А.— первый штурман;
- Мячков Г. Н.— второй штурман;
- Коняшин Н. А.— старший бортмеханик;
- Шмельков К. А.— первый бортмеханик;
- Никитин М. В.— бортмеханик;
- Кондрашев Н. Н.— бортмеханик;
- Чернов В. Д.— бортрадист
- Градус Д. И.— борт-синоптик.
Легко ранены:
- Почекин В. И.— четвертый помощник командира;
- Новиков К. П.— бортмеханик;
- Бурмакин А. Н.— бортмеханик.
Не получили повреждений:
- Устинович В. А.— корабельный инженер;
- Матюнин И. Д.— бортмеханик;
- Воробьев— инженер-радист.
…
|