Дирижабль «Гигант» |
---|
|
---|
Тип | полужесткий |
Объем, м
3
|
20500
|
Длина, м |
114
|
Макс. диаметр, м | 17 |
Число и мощность двигателей, кВТ | 4×215 |
Число и объем баллонетов, м
3
| 3×1800 |
Полезная нагрузка, кг | 9000 |
Макс. скорость, км/ч | 58 |
Потолок, м | 2500 |
Макс. продолжительность полета, ч | 20 |
«Гигант»
(ст. русск.
«Гигантъ»
)— дирижабль
полужесткой конструкции
, созданный по проекту инженеров А. М.Кованько и А. И.Шабского. Крупнейший управляемый аэростат построенный в России.
История создания
В 1912 году Военным министерством Российской империи был заказан дирижабль большого объема по проекту инженеров А.М.Кованько (по другим данным— П.Н.Сыромятникова) и А.И.Шабского. Строительство дирижабля велось на Балтийском заводе. Несмотря на начавшуюся первую мировую войну, строительство дирижабля было успешно завершено и в феврале 1915 года начались летные испытания.
К началу войны в частях воздушного флота империи имелось 9 дирижаблей преимущественно мягкой системы, объемом от 2200 до 10000 м ³, имелось несколько эллингов. Для сборки корабля и заправки его водородом военное министерство выделило большой эллинг в
Сализи
(местечко близ Гатчины под Петроградом).
Описание
Оболочка дирижабля была выполнена из шелковой прорезиненной ткани, жесткий каркас— из цельнотянутых стальных труб. Каркас располагался внутри оболочки в нижней её трети. Три баллонета дирижабля были снабжены вентиляторами системы Сирокко, работавшими от отдельных бензиновых двигателей. Гондола «Гиганта» проходила вдоль всего корпуса дирижабля и была жестко связан с его каркасом. Особенностью конструкции являлось то, что гондола затягивалась тканью и составляла единое целое с оболочкой дирижабля. По проекту «Гигант» должен был иметь четыре восьмицилиндровых V-образных двигателя с диаметром цилиндра 145мм и ходом поршня 175мм. При 1100 об/мин двигатели развивали мощность до 215 л/с. Каждый из двигателей весил 750кг. При проектировании А.И.Шабский предусмотрел отдельные двигательные гондолы, что сильно уменьшало лобовое сопротивление. Двигательные гондолы должны были располагаться по бокам дирижабля— по две с каждой стороны. Электротехническая часть дирижабля была выполнена на исключительно высоком уровне. На «Гиганте» были впервые применены приборы для графической записи тяги винтов.
Авария
В связи с началом войны сборка «Гиганта» была поручена военному воздухоплавателю штабс-капитану Липпингу. Рассчитав вес отдельных частей дирижабля, Липпинг пришёл к выводу, что максимальная высота полёта окажется низкой. Поэтому было принято решение снять две задние двигательные гондолы, а две передние— передвинуть ближе к главной статической вертикали. Ряд исследователей полагают, что в процессе этих переделок не были учтены изменения изгибающего момента, что впоследствии привело к аварии. 10 февраля 1915г. в районе Гатчины начались лётные испытания «Гиганта». Во время первого полёта, на небольшой высоте дирижабль сильно прогнулся в средней части, вращающийся винт ударил по одной из тросовых растяжек, поддерживавших консоли моторов, в результате чего дирижабль сложился вдвое в средней части и опустился на землю.
Дальнейшая судьба
После аварии в конструкцию дирижабля потребовалось внести существенные изменения. Модификация была завершена лишь к концу 1915 года. Однако испытания нового «Гиганта» так и не состоялись. Шеф Главного военно-технического управления, Великий князь Александр Михайлович, отказал в выделении водорода для заполнения оболочки аэростата, так как во-первых, воздухоплавательные роты действующей армии испытывали недостаток в газе для змейковых аэростатов. Во-вторых, характеристики «Гиганта» к тому времени уже уступали иностранным моделям. Но самое главное— первая мировая война положила конец спору между дирижаблями и самолетами за место в воздухе.
Интересные факты
Наряду с «Гигантом», на Ижорском заводе было начато строительство ещё более объемного дирижабля «Воздушный крейсер» по проекту конструктора Б.В.Голубова и инженера Д.С.Сухоржевского. Объем этого дирижабля составлял 33000 м ³. Строительство не было завершено.
Дирижабль «Гигант» является крупнейшим из построенных на территории России. В последующие годы управляемые аэростаты такого объема не создавались. Наибольший из построенных в Советском Союзе дирижаблей СССР В-6 «Осовиахим» имел объем лишь 18500 м ³.
…