ZRS-4 Акрон
| Хронология |
---|
Заказан | 6 октября 1928 | Заложен | 31 октября 1929 | Окрещён | 8 августа 1931 | Первый полёт | 23 сентября 1931 | Принят на вооружение | 27 октября 1931 | Завершение службы | 4 апреля 1933 потерпел крушение во время шторма | Лётно-технические характеристики |
---|
Номинальный объём (95% от максимального) | 184 000 м³ | Длина | 239,3 м | Максимальный диаметр | 40,5 м | Максимальная высота | 44,6 м | Количество газовых отсеков | 12 | Масса пустого | 106 т (?) | Полезная нагрузка | около 75 т (?) | Двигатели | 8 бензиновых двигателей Maybach VL‑2 по 560 л. с. каждый, установленные внутри каркаса | Скорость | максимальная — 128 км/ч (?), крейсерская — 90 км/ч | Дальность полёта | 17 000 км (на скорости 90 км/ч) | Экипаж | 89 человек (?) | Вооружение | 4 (5?) самолёта, 7 пулемётов |
А́крон
(Э́крон)
(ZRS-4) ( англ. USS Akron (ZRS-4) ) — жёсткий дирижабль -авианосец Военно-морских сил США первой трети 1930-х годов, один из крупнейших дирижаблей в мире (по объёму уступал цеппелину «Гинденбург» приблизительно на 3%). Разрабатывался для ведения дальней морской разведки. Мог нести до 5 небольших самолётов, служивших для выполнения разведывательных полётов и защиты дирижабля. В 1933 году потерпел крушение в Атлантическом океане, в результате которого погибли 73 из находившихся на борту 76 человек. По числу жертв эта катастрофа стала самым тяжёлым происшествием за всю историю воздухоплавания . «Акрон» и однотипный «Ме́йкон» ( англ. USS Macon (ZRS-5) ) являлись самыми большими в мире наполненными гелием дирижаблями.
Конструкция и испытания
Один из воздушных винтов «Акрона» в горизонтальном положении
Постройка дирижабля началась 31 октября 1929 года , в городе Акрон, штат Огайо , корпорацией Гудьир-Цеппелин Корпорэйшн ( англ. Goodyear-Zeppelin Corporation ). 7 ноября 1931 года , контр-адмирал Уильям А. Моффетт ( англ. William A. Moffett ), директор Бюро Аэронавтики, забил «золотую заклёпку» в главное кольцо дирижабля. Строительство секций корпуса началось в марте 1930 года . 10 мая 1930 года , министр военно-морских сил Чарлз Фрэнсис Адамс ( англ. Charles Francis Adams ), назвал дирижабль «Акрон»— в честь города его постройки, и заместитель министра, Эрнест Ли Янкэ ( англ. Ernest Lee Jahncke ), официально объявил это имя четыре дня спустя, 14 мая 1930 года .
8 августа 1931 года , «Акрон» был запущен (поднят с пола ангара) и благословлен миссис Лу Генри Гувер ( англ. Lou Henry Hoover ), женой президента Соединённых Штатов Америки , Герберта Гувера . «Акрон» вышел в полёт, первый раз, вечером 23 сентября 1931 года , пролетев вокруг города Кливленд, Огайо , с министром ВМС Адамсом и контр-адмиралом Моффетт на борту. Дирижабль провёл ещё восемь вылетов— в основном вокруг озера Эри , но и также на такие большие расстояния как Детройт штат Мичиган , Милуоки штат Висконсин , Форт Уэйн штат Индиана , и Колумбус штат Огайо — перед перелётом на станцию назначения, военно-воздушную базу ВМС в городе Лэйкхёрст штат Нью-Джерси , где он был принят на вооружение в день ВМС США, 27 октября 1931 года , под командой лейтенант-командора Чарльза Е. Розендал ( англ. Charles Emery Rosendahl ).
Первый полёт
2 ноября 1931 года , «Акрон» вышел в свой первый полёт как боевой дирижабль ВМС Соединённых Штатов , он прошёл по восточному побережью США до Вашингтона. В течение нескольких последующих недель дирижабль набрал 300 часов в воздухе в серии полётов. Одним из вылетов был 46-часовой полёт на выносливость, прошедший до города Мобил штат Алабама , и обратно. Обратный полёт прошёл по долинам рек Миссисипи и Огайо .
Учения разведки, январь 1932 года
«Акрон»
в полёте, ноябрь 1931 года
Утром 9 января 1932 года , «Акрон» вылетел из Лэйкхёрст, для проведения совместных учений с Разведывательным Флотом по обнаружению противника. Задачей дирижабля было обнаружить группу эсминцев продвигающихся по курсу залив Гуантанамо . После обнаружения «противника» «Акрону» предстояло следовать за ним и передавать данные по его передвижению. 10 января в 07:21, дирижабль покинул берег в районе Северной Каролины , и полетел в южном направлении. Из-за плохой погоды, он не смог обнаружить эсминцы (он пролетел над ними в 12:40 и был замечен с моря), но продолжил полёт, к вечеру повернув на Багамские Острова . Пролетев на северо-запад весь вечер, перед полночью «Акрон» поменял курс и отправился на юго-восток. В конце-концов, 11 января в 09:08, «Акрону» удалось обнаружить легкий крейсер «Ралей» ( англ. USS Raleigh (CL-7) ) и дюжину эсминцев на восточном горизонте, и положительно их опознать две минуты спустя. Некоторое время спустя дирижабль обнаружил вторую группу эсминцев и был выведен из учения около 10:00, успешно выполнив задачу поставленную Разведывательным Флотом.
В своём исследовании «Дирижабли „Акрон" и „Макон"», историк Ричард К. Смит сказал: «…принимая во внимание погоду, продолжительность полёта, дистанцию в более чем 3000 миль, недостаток материалов, и зачаточное состояние воздушной навигации в то время, „Акрон" показал просто замечательные результаты. В 1932 году во всём мире не было военного самолёта, который мог бы провести эту самую операцию из этой самой базы.»
Авария, февраль 1932 года
«Акрон» должен был принять участие в учебной операции Оперативного соединения XIII, но он не смог этого сделать, из-за аварии, которая случилась в Лэйкхёрст 22 февраля 1932 года . Когда дирижабль выводили из ангара, его хвост отделился от крепления, и подхваченный ветром упал на землю. Нижнее оперение хвоста было повреждено и нуждалось в ремонте, перед следующим поднятием в воздух. Кроме того, крепления наземного управления были оторваны от главного фюзеляжа, и также нуждались в ремонте. «Акрон» вышел из ангара лишь позже этой весной, и 28 апреля дирижабль произвёл вылет с контр-адмиралом Моффетт и министром ВМС Адамс на борту. Это полёт длился девять часов.
Испытания «корзины наблюдателя»
После возвращения в Лэйкхёрст и высадки важных пассажиров, «Акрон» снова поднялся в воздух для проведения испытаний «корзины наблюдателя»— это было что-то похожее на фюзеляж малого самолёта, подвешенного под дирижаблем. Эта «корзина» позволяла наблюдателю исполнять роль глаз дирижабля, когда последний находится над облаками, а наблюдатель опущен под облака. К счастью, в роли испытателя был мешок с песком, поскольку этот аппарат оказался 'ужасающе нестабильным', плавно качаясь под дирижаблем перед перепуганными взглядами экипажа «Акрона». Испытания этого устройства больше не предпринимались.
Испытания в роли «летающего авианосца»
«F9C Спэрроу-хок» в ангаре «Акрона»
«Акрон» и его брат-близнец «Макон» (всё ещё в постройке) рассматривались как возможные «летающие авианосцы», держащие на борту истребители-паразиты для разведывательных целей. 3 мая 1932 года «Акрон» прошёл по побережью Нью-Джерси с контр-адмиралом Джорж С. Дэй ( англ. George C. Day ), президентом Комиссии Учёта и Контроля, на борту, и первый раз испытал установку «Трапеция» для крепления и содержания самолётов в воздухе. Пилоты, которые провели эти исторические «приземления», сначала на спарке «N2Y Учебном» ( англ. N2Y trainer ), а потом на истребителе «F9C Спэрроу-хок» ( англ. F9C Sparrowhawk ), были: лейтенанты Дэниел У. Харриган ( англ. Daniel W. Harrigan ) и Ховард Л. Янг ( англ. Howard L. Young ). На следующий день, «Акрон» провёл ещё один показательный вылет, на этот раз с членами Комитета по делам ВМС палаты представителей США на борту. В этой операции те же самые лётчики показали политикам возможности «Акрона» переносить самолёты.
Перелёт из Лэйкхёрст до западного побережья США, май 1932 года
«F9C Спэрроу-хок» удачно прицепился к «трапеции» «Акрона», май 1932 года.
После завершения испытательных полётов, «Акрон» вылетел из Лэйкхёрст 8 мая 1932 года , и отправился на западное побережье Соединённых Штатов. Дирижабль взял курс на юг, по восточному побережью до штата Джорджия , а оттуда повернул по долине залива и продолжил путешествие через штаты Техас и Аризона . На пути к базе в Саннивэйл штат Калифорния , дирижабль достиг Кэмп Кёрни ( англ. Camp Kearny ) штат Калифорния, утром 11 мая , и попытался приземлиться. Из-за того, что эта база не имела ни опытного посадочного персонала, ни специального снаряжения, нужного для дирижабля такого размера, посадка была очень опасной. Во время снижения солнце нагрело газ в дирижабле, двигатели также облегчили его на 40 тонн, за счёт топлива использованного во время перелёта через континент. В результате «Акрон» стал неуправляемым.
Чтобы предотвратить крушение, посадочный кабель был обрезан и «Акрон» устремился вверх. Члены посадочной команды были «зелёные» моряки из Учебной Базы ВМС в Сан-Диего , почти все отпустили посадочные верёвки. Один моряк был поднят на высоту в пять метров и затем упал вниз, сломав руку. Ещё трое были подняты выше, двое из них— авиаплотник 3-го ранга Роберт Х. Едсол ( англ. Robert H. Edsall ) и моряк Найжэл М. Хентон ( англ. Nigel M. Henton )— отпустили верёвки и разбились насмерть. Третий моряк С. М. «Бад» Коуарт ( англ. C. M. "Bud" Cowart ), уцепился за верёвку и сумел привязать себя к ней, его подняли на борт «Акрона» час спустя. Несмотря на всё, «Акрон» сумел совершить посадку в Кэмп Кёрни позже этим же днём, и затем продолжил путь в Саннивэйл.
Полёты на западном побережье
В течение последующих недель, «Акрон» «красовался» на западном побережье США, он пролетел до границы с Канадой на севере, а затем вернулся на юг для ещё одной учебной операции с Разведывательным Флотом. «Акрон» был частью сил «Зелёных», его задачей было обнаружить силы «Белых». С гидропланами «O2U Корсар» действующих против «Акрона» с кораблей «противника», дирижаблю удалось успешно выполнить задачу и обнаружить противника в течение 22 часов. Этот факт оказал влияние на оценки участников этих учений.
«Акрон»
над Нижним Манхэтаном
«Акрон» нуждался в ремонте, 11 июля дирижабль вылетел из Саннивэйл и взял курс на Лэйкхёрст. Обратный путь был тяжёл, в основном из-за неблагоприятной погоды. После «тяжёлого и изматывающего» пути, он достиг цели 15 июля . «Семьдесят девять уставших мужчин спустились по трапу с кормы кабины управления, они были более чем рады возвращению назад.»
«Акрон» провёл некоторое время в ремонте после возвращения с западного побережья и в июле принял участие в поиске яхты «Кёрлью», которая не пришла в порт во время регаты в Бермуде . После этого, дирижабль продолжил работу с «трапецией» и самолётами. 20 июля адмирал Моффетт ещё раз забрался на борт «Акрона», на следующий день он покинул дирижабль на одном из самолётов N2Y-1, который доставил его обратно в Лэйкхёрст, так как сильный шторм не позволил дирижаблю вернуться на базу самому.
Дополнительные испытания как «летающий авианосец»
Тем летом «Акрон» вступил в новую фазу его карьеры— углублённые эксперименты с «трапецией» и полным комплектом истребителей «F9C Спэрроу-хок». Ключевым элементом этой новой фазы был новый командующий дирижаблем, командор Алджер Дресел ( англ. Alger Dresel ).
Ещё одна авария
К несчастью, ещё одна авария вмешалась в испытания. 22 августа , одно из оперений дирижабля застряло в перекладине ангара, после слишком раннего приказа вывести дирижабль из посадочного круга. Но несмотря на это, быстрый ремонт позволил «Акрону» провести восемь полётов над Атлантикой в последние три месяца 1932 года . Эти операции были нацелены на испытания «трапеции» и самолётов F9C-2, а также боевые учения обозревателей и пулемётных нарядов.
Одно из задачей испытаний было обслуживание двух самолётов для патрулирования и разведки флангов «Акрона». 18 ноября 1932 года , в течение семи часов дирижабль и тройка самолётов обыскивали сектор шириной в 100 миль.
Возвращение во флот
После местных операций в Лэйкхёрст, которые продлились до конца 1932 года, «Акрон» был готов вернуться для службы во флот. 3 января 1933 года , командор Фрэнк С. МакКорд ( англ. Frank C. McCord ) принял командование дирижаблем от командора Дресел, последний был переведён на дирижабль «Макон», в должности его первого командующего. Буквально в течение нескольких часов после этого события, «Акрон» был в воздухе, взяв курс на юг по восточному побережью к Флориде . Дирижабль прошёл дозаправку в Резервной Базе Авиации ВМС Опа-Лока штат Флорида, около Майами , и 4 января направился в залив Гуантанамо , Куба , для инспекции мест базирования. Для этой цели, дирижабль использовал самолёты N2Y-1, как воздушное такси, для перевозки членов инспекционной комиссии.
После этого «Акрон» возвратился в Лэйкхёрст для местных операций, которые были прерваны двух-недельным капитальным ремонтом и плохой погодой. В протяжении мая, дирижабль провёл учебные операции с самолётами F9C-2, оттачивая навыки зацепления самолётов за дирижабль. Во время этих операций, «Акрон» перелетел до Вашингтона , и пролетел над столицей 4 марта 1933 года , в день когда Франклин Д. Рузвельт принял присягу как Президент Соединённых Штатов .
11 марта , «Акрон» оставил Лэйкхёрст и полетел в Панаму . Он сделал короткую остановку в Опа-Лока и продолжил путь в Балбоа. По прибытии инспекционная комиссия провела обследование возможного места для авиационной базы. По возвращении на север дирижабль остановился для учений в Опа-Лока, где пулемётные наряды провели учения используя самолёты N2Y-1 как мишени. 22 марта , «Акрон» начал обратный путь в Лэйкхёрст.
Крушение «Акрона»
Вечером 3 апреля 1933 года , «Акрон» поднялся в воздух для проведения операции вдоль берега Новой Англии, помогая с регулировкой станций определения радио направления. На борту присутствовали: контр-адмирал Моффетт, командор Гарри Б. Сесил ( англ. Harry B. Cecil ), адъютант адмирала; командор Фред Т. Берри ( англ. Fred T. Berry ), командующий Воздушной Станцией ВМС Лэйкхёрст; подполковник резерва армии Алфред Ф. Мазури ( англ. Alfred F. Masury ), гость адмирала и вице-президент компании Мэк Трак Ко. ( англ. Mack Truck Co. )— большой сторонник гражданского использования жёстких дирижаблей.
По пути «Акрон» встретил очень неблагоприятную погоду, которая не улучшилась во время перелёта над маяком Барнегат, Нью-Джерси в 22:00 3 апреля . Ветер огромной силы беспощадно стегал дирижабль. Курс «Акрона» пролегал через территорию барометрического давления которое было ниже чем во время взлёта; этот фактор повлиял на показания приборов, которые зачислили высоту полёта выше чем она была на самом деле. Вскоре после полуночи 4 апреля , дирижабль был подхвачен восходящим потоком воздуха, а затем нисходящим потоком. Командор Франк МакКорд, приказал полный вперёд и сбросить балласт. Лейтенант-командор Герберт Уалеи ( англ. Herbert Wiley ) управлял балластом и сбросил неприкосновенный балласт носовой части. Вместе с оператором высоты, который держал нос к верху, этот поступок заставил нос дирижабля быстро идти вверх, а корму вниз. Снижение «Акрона» было остановлено лишь временно— нисходящие потоки продолжили снижение дирижабля. Уалеи включил 18 сирен телефонной системы— сигнал экипажу занять посадочные позиции. В этот момент, у корабля длиной почти в 800 футов, нос был под углом между 12 и 25 градусами. Бортовой офицер объявил снижение до 800 футов, после чего очень сильный «порыв ветра» ударил по дирижаблю. Рулевой объявил, что он не может больше контролировать дирижабль— нижние кабели управления оказались порванными. В то время как гондола управления была на высоте в несколько сот футов, нижнее оперение «Акрона» достигло воды и оторвалось. Один из самолётов ZRS-4 также оторвался и ушёл на дно океана. «Акрон» был разрушен из-за ошибки экипажа— он направился в открытое море во время сильного шторма. Немецкий корабль «Фёбус» заметил фары снижающиеся к океану около 00:23, и поменял курс к месту крушения, полагая что это был самолёт. В 00:55 4 апреля , «Фибус» подобрал лейтенант-командора Герберта В. Уалеи, помощника капитана «Акрона»— он был без сознания. Судно подобрало ещё трёх членов экипажа: главного радиста Роберта У. Коплэнд, помощника боцмана второго класса Ричарда Е. Диал, и авиационного слесаря второго класса Муди Е. Ервин. Несмотря на попытки искусственного дыхания, Коплэнд умер не приходя в сознание.
Немецкие моряки заметили ещё нескольких человек в море, но они не подозревали что это было за крушение, до тех пор пока лейтенант-командор Уалеи не пришёл в сознание пол-часа спустя после его спасения. Шлюпки с «Фибуса» провели пять часов в океане, пытаясь отыскать переживших самую большую трагедию авиации на тот день. Дирижабль J-3 ВМС США подключился к поискам, но сам потерпел крушение потеряв двух членов экипажа.
Катер «Таккер» Береговой Охраны США, первое американское судно на месте крушения, прибыл в 06:00 приняв на борт выживших с «Акрона» и тело Коплэнда, отпустив немецкий корабль. Несколько других кораблей подключились к поискам: тяжёлый крейсер «Портлэнд», эсминец «Коль», катер Береговой Охраны «Мохаве», и эсминцы Береговой Охраны «МакДугал» и «Хант», а также два самолёта Береговой Охраны. Большинство, если не все жертвы крушения, утонули или погибли от гипотермии— экипаж не имел спасательных жилетов и у них не было времени сбросить спасательные плоты. 73 человека погибли, лишь трое спаслись.
После крушения
Крушение «Акрона» было началом конца эры жёстких дирижаблей на службе флота, особенно потому что их главный сторонник, контр-адмирал Уильям А. Моффетт, погиб вместе с 72 остальными членами экипажа. Президент Рузвельт сказал: «Потеря „Акрона" с его экипажем, состоящим из храбрых бойцов и офицеров— это национальное бедствие. Я скорблю вместе с нацией, и особенно с жёнами и семьями потерянных мужчин. Можно построить новые дирижабли, но нация не может себе позволить потерять таких людей, как контр-адмирал Уильям А. Моффетт и его товарищей, которые погибли вместе с ним, поддерживая лучшие традиции Военно-морского Флота Соединённых Штатов».
…
|