Дирижабль LZ127«Граф Цеппелин»
Цеппелин
LZ127 «Граф Цеппели́н»
(
нем.
Graf Zeppelin
) был построен в Германии в 1928 году и являлся на то время крупнейшим и наиболее передовым
дирижаблем
в мире. Своё название воздушный корабль получил в честь немецкого пионера дирижаблей жёсткой системы графа
Цеппелина
. LZ127 имел самую счастливую судьбу из всех построенных за всю историю
воздухоплавания
полутораста
жёстких дирижаблей
. За девять лет эксплуатации «Граф Цеппелин» провёл в воздухе около 17200 часов, совершил 590 полётов в разные страны мира, преодолел почти 1,7млн.км, перевёз 13110 пассажиров и около 70т грузов и почты; при этом он 143 раза пересёк Атлантический океан и 1 раз — Тихий.
Конструкция
Длина дирижабля составляла 236,6м, максимальный диаметр — 30,5м, объём — 105000м³, несущий газ (водород) размещался в 17 отсеках. Силовая установка состояла из 5 моторов «Майбах»VLII мощностью 530л.с. каждый.
Одним из принципиальных отличий LZ127 от других цеппелинов было использование для работы двигателей наряду с жидким газообразного горючего (
блау-газа
),
плотность
которого была близка к плотности воздуха, а
теплотворная способность
значительно выше, чем у бензина. Это позволяло существенно увеличить дальность полёта и избавляло от необходимости затяжелять дирижабль по мере выработки топлива (затяжеление дирижаблей осуществлялось путём выпуска части несущего газа, что создавало ряд экономических и пилотажных неудобств); кроме того, применение блау-газа вело к меньшей, чем в случае установки многочисленных тяжёлых баков с бензином, нагрузке на каркас. Блау-газ находился в 12 отсеках в нижней трети каркаса дирижабля, объём которых мог быть доведён до 30000м³ (для водорода в таком случае оставалось 105000м³—30000м³=75000м³). Бензин брался на борт в качестве дополнительного топлива.
Полезная нагрузка дирижабля составляла порядка 25т (при заполнении водородом мешков, предназначенных для блау-газа— около 55т), максимальная скорость — 128км/ч, крейсерская — около 115км/ч. Дальность полёта — более 10000км. Экипаж насчитывал 40—45 человек.
Главная гондола «Графа Цеппелина»
Снизу, непосредственно к корпусу дирижабля, в передней его части жёстко крепилась передняя гондола, длина которой составляла 40м, ширина — 6м и максимальная высота — 2,25м (самая большая в истории дирижаблестроения гондола). В передней части гондолы находилась рубка управления, за ней — служебные и далее — пассажирские помещения. По комфортабельности LZ127 значительно превосходил тогдашние (а в некоторых отношениях и современные) самолёты. Пассажиры размещались в 10 двухместных оборудованных каютах со спальными местами. В передней части пассажирского отсека находилась просторная кают-компания площадью 25 м², в которой одновременно могли разместиться 28 человек. Через наклонные окна кают и салона обеспечивались достаточно хороший обзор и освещение. Кухня была рассчитана на обслуживание более 50 человек в течение нескольких суток. Кроме того, имелись почта, умывальные комнаты и пр.
История
Осенью 1925 года по инициативе
Хуго Эккенера
— одного из пионеров управляемого воздухоплавания и соратника графа Цеппелина, в Германии был организован общенациональный сбор пожертвований на создание нового крупного экспериментального транспортного цеппелина. Удалось собрать 2,3млн.
марок
, послуживших основой для постройки дирижабля LZ127. 8 июля 1928 года, в день 90-летия графа Цеппелина, LZ127 был торжественно окрещён его именем единственной дочерью графа, а свой первый полёт дирижабль LZ127 «Граф Цеппелин» совершил 18 сентября 1928 года. В августе—сентябре 1929 года дирижабль под командованием Хуго Эккенера осуществил первый в истории
воздухоплавания
кругосветный перелёт. Стартовав в
Лейкхерсте
, «Граф Цеппелин» за 20 суток преодолел более 34тыс.км со средней полётной скоростью около 115км/ч, совершив при этом лишь три промежуточные посадки – во
Фридрихсхафене
, Токио и Лос-Анджелесе. Основной целью перелёта была пропаганда возможностей жёстких дирижаблей, попутно делались метеорологические наблюдения.
С 18 мая по 6 июня 1930 года «Граф Цеппелин» совершил круговой перелёт в Южную и Северную Америку. В 1931 LZ127 начал регулярные полёты в Бразилию. Начиная с 1936 года часть рейсов в Южную Америку была возложена на новый цеппелин
LZ129 «Гинденбург»
, который открыл воздушную линию и в Северную Америку (технические возможности «Графа Цеппелина» были недостаточны для регулярных полётов через Северную Атлантику).
Почтовая марка, СССР, 1930
10 сентября 1930 года «Граф Цеппелин» прилетал в Москву, а 26—30 июля
1931 года
он с научными целями (неофициально также и разведывательными) пролетел над значительной частью советской Арктики, произведя при этом подробную
аэрофотосъёмку
. На его борту были и советские специалисты. Во время этого перелёта дирижабль в бухте Тихой
острова Гукера
(
Земля Франца-Иосифа
) обменялся почтой с советским ледоколом «
Малыгин
».
После катастрофы дирижабля «Гинденбург» регулярные полёты LZ127 были прекращены. Вскоре «Граф Цеппелин» был превращён в музей. Конец немецкого дирижаблестроения пришелся на начало Второй мировой войны, когда весной 1940 года по приказу немецкого командования LZ127 «Граф Цеппелин», а также одноимённый LZ130 «Граф Цеппелин» (построенный в 1938 году на основе LZ129 и называемый часто именем «Граф Цеппелин II») были разобраны, а их части использованы в военной промышленности.
|